СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ «АВИЦЕННА» ГОРОДА ТАЛДЫКОРГАН
НА 2019-2024 ГОДЫ
Одобрен и утвержден на заседании педагогического совета
протокол №1 от 27.08.2019 г.
ТАЛДЫКОРГАН – 2019
п/н раздела |
Наименование разделов |
|
Введение |
1 |
Миссия и видение |
|
Паспорт колледжа |
2 |
Анализ текущей ситуации и управление рисками |
|
Справочно-историческая информация |
2.1 |
Анализ внешней среды |
|
Развитие международного сотрудничества |
|
Социальное партнерство |
|
Трудоустройство выпускников |
|
Формирование имиджа колледжа, организация профориентационной работы |
2.2 |
Анализ внутренней среды |
|
Коллегиальные органы управления колледжа |
|
Кадровый потенциал |
|
Состояние материально-технической и производственной базы |
|
Развитие новых образовательных программ |
|
Библиотечные и информационные ресурсы |
|
Научно-методическое обеспечение, новые технологии обучения |
|
Управление качеством образования |
|
Воспитательная работа |
|
Социально-бытовая сфера |
2.3 |
Анализ сильных и слабых сторон в деятельности организации (SWOT)… |
3. |
Ожидаемые результаты реализации стратегического плана развития.
|
ВВЕДЕНИЕ
В Стратегии «Казахстан – 2050» перед казахстанцами поставлена общая цель – создание общества благоденства на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира. Важным фактором ее достижения выступает повышение уровня человеческого капитала, в том числе путем кардинальной модернизации системы образования. Значительная роль отдается техническому и профессиональному образованию, как основной базе подготовки квалифицированных кадров для экономики страны и регионов, в том числе и для системы здравоохранения.
Система технического и профессионального образования должна обеспечить дифференцированную подготовку среднего медицинского персонала в зависимости от потребностей населения и рынка услуг и гарантировать соответствующую квалификацию и компетентность в решении профессиональных задач.
В развитии кадров здравоохранения имеются проблемы, связанные с дефицитом персонала, оказывающего первичную медико-санитарную помощь, дисбалансом численностей врачей, чрезмерной концентрацией медицинских работников в крупных городах и недостатком в сельской местности, дисбалансом в кадрах между уровнями оказания медицинской помощи.
Исполнители и соисполнители Плана: педагогический коллектив и все сотрудники колледжа, студенты и их родители, работодатели (предприятия и организации) - субъекты социального партнерства.
Начало реализации Плана: 01.09.2019 г.
Таким образом, миссия, видение и стратегия колледжа отображают его место в образовательном пространстве Казахстана, согласованность с национальными приоритетами, направленность на удовлетворение потребностей заинтересованных сторон, а также уникальность и индивидуальность стратегии колледжа.
В Плане отражены тенденции развития колледжа, охарактеризованы приоритетные проблемы и задачи работы администрации и педагогического коллектива, представлены меры по организации и корректировке содержания образовательного процесса в соответствии с требованиями ГОСО, государственным образовательным заказом.
В современных условиях возрастают требования к учебным заведениям системы технического и профессионального образования как основной базы подготовки высококвалифицированных кадров для экономики страны и регионов. Такие требования предъявляются не только со стороны государства, но и бизнеса, общества в целом. Неизбежность совершенствования деятельности колледжей стала одной из главных проблем в осмыслении современной системы ТиПО. Не менее важной составляющей Плана развития является создание принципиально новых форм профориентационной работы, расширение социального партнерства. Неотъемлемой частью Плана является укрепление материально-технической базы колледжа, в частности - дальнейшая цифровизация образовательного процесса, обеспечение лабораторного комплекса и мастерских современным оборудованием, а также создание лабораторий и производственных мастерских коллективного доступа. Особое место в Плане развития занимает формирование единого воспитательного пространства, централизация культурно-массовой работы, ориентированные на всестороннее развитие личности обучающегося и развитие ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации в современном обществе.
Реализация Плана развития в конечном итоге позволит стать колледжу современным центром развития технического и профессионального образования в Алматинской области, повысить качество образования в соответствии с требованиями ГОСО, запросами рынка труда и социума, обеспечить успешность студентов и выпускников в построении профессиональных и жизненных маршрутов, а также удовлетворенность качеством заказчиков образовательных услуг - родителей, обучающихся, работодателей, социальных партнеров.
Контроль за реализацией содержания Плана осуществляется администрацией колледжа.
Результаты поэтапного выполнения Плана рассматриваются на заседаниях Педагогического совета колледжа.
Стратегический план является документом, открытым для внесения изменений и дополнений в течение срока ее действия.
Корректировка Плана осуществляется в соответствии с решениями органов управления колледжа.
Цель Плана - внедрение механизмов поэтапной реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение качества образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина. Создание экономических, организационных, научно-методических, образовательно-воспитательных условий, которые обеспечат интенсивное и устойчивое развитие колледжа, эффективное функционирование в качестве многопрофильной образовательной системы, отвечающей идеям модернизации профессионального образования и переходу системы технического и профессионального образования на реализацию модели опережающего развития, позволяющей создать гибкую систему подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов в регионе и оперативно реагировать на запросы рынка труда Жетысуской области.
Инновационной моделью является создание сети колледжей с целью разработки программ нового поколения, внедрения дуальной системы обучения на основе компетентностного подхода. Создание такой модели требует изменения содержания образования, методик обучения, интеграции науки и производства.
Миссия колледжа представляет собой смысл его деятельности, направленной на конечный результат, декларирует статус колледжа, принципы его работы и намерения руководства.
Миссия колледжа состоит в том, чтобы предоставлять качественные образовательные услуги, ориентированные на Международные стандарты образования, Национальные рамки квалификаций для подготовки специалистов, ориентированные на конечные результаты обучения, путем внедрения передового опыта обучения, научных исследований на основе доказательной практики в области здравоохранения.
Видение колледжа заключается в том, чтобы оказывать качественные образовательные услуги для развития лидеров здравоохранения, улучшения качества жизни и укрепления здоровья населения.
Ценности:
Студент - является главной ценностью. Все, что мы делаем, мы делаем для наших студентов!
Знания. В информационном обществе знания являются абсолютной ценностью!
Качество. Неизменно высокое качество подготовки специалистов, соответствующее требованиям времени, общества и государства.
Инновация. Интеграция в мировое образовательное, научное и культурное
пространство.
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ:
В центре внимания Колледжа следующие основные факторы:
Менеджмент- искусство достижения целей;
Маркетинг- анализ рынка;
Кадровая политика – определить какой коллектив нужен, для решения
стратегических целей;
Финансы- разработка системы поощрения через организацию дополнительных образований. Реализуя свою миссию, колледж определяет стратегические приоритеты в своей деятельности, обеспечивающие устойчивое развитие в перспективе и в текущих целях. Эти приоритеты и стратегические цели являются концептуальной основой при разработке ежегодно разрабатываемых планов работы колледжа на учебный год.
Стартегические направления:
Справочно-историческая информация
Колледж осуществляет образовательную деятельность на основании государственной лицензии № KZ37LAA00033194 от 04.08.2017 года, выданной Департамент по обеспечению качества в сфере образования Жетисуйской области Комитета по обеспечению качества в сфере образования Министерства просвещеня Респулики Казахстан и приложений к лицензии по следующим специальностям (копии лицензии и приложение к лицензии для занятия образовательной деятельностью прилагается):
09120100 «Лечебное дело» с квалификацией 4S09120101 «Фельдшер»;
09130100«Сестринское дело» с квалификацией 4S09130103 «Медицинская сестра общей практики»;
Форма собственности – частная. Основной вид деятельности – образовательный.
Сегодня Медицинский колледж «Авиценна» – это одно из лидирующих учебных заведений технического и профессионального образования Жетысуской области. Это учебное заведение с актуальной образовательной системой, открытой информационной средой и современной инфраструктурой, функционирующих в интересах студентов, педагогов, работодателей и других заинтересованных сторон.
Структурные подразделения |
Структурные подразделения: Отделении-2 « Лечебное дело» «Сестринское дело» Методический отдел Центр IT компетенций Предметно-цикловая комиссия -3 Другие структурные подразделения: Учебная часть Учебно-производственная часть Учебно-воспитательная часть Библиотека Отдел бухгалтерского учета Отдел кадров Медицинский пункт Админстративно-хозяйственная часть
|
Медицинский колледж «Авиценна» ведет подготовку специалистов по следующим направлениям:
№ |
Наименование специальностей |
Присваемая квалификация |
1 |
09120100 Лечебное дело |
4S09120101 Фельдшер |
2 |
09130100 Сестринское дело |
4S09130103 «Медицинская сестра общей практики |
2.1 Анализ внешней среды
Развитие международного сотрудничества
Выход на международное пространство является одним из приоритетных направлений работы колледжа. В целях обмена опытом в области профессионального образования, прохождения стажировки и повышения квалификации педагогов целенаправленно проводится работа в рамках международного сотрудничества в области реализации совместных проектов.
Для дальнейшего развития международного сотрудничества с целью повышения конкурентоспособности учебного заведения на рынке образовательных услуг колледж ориентирован на:
- продолжение работы открытого инновационного образовательного пространства колледжа в рамках международного сотрудничества в области исследований и реализации совместных международных проектов и учебных программ;
Социальное партнёрство
Современный этап профессионального образования требует новых подходов к организации взаимодействия и усиления взаимодействия между колледжем и социальными партнерами, так как деятельность ТиПО в прямой зависимости от динамики развития производства, что требует ориентации на постоянные изменения между спросом и предложением. В данном направлении проводится работа по формированию системы государственно-частного партнерства с привлечением бизнес-сообществ, ассоциаций и объединение работодателей и предпринимателей в формировании государственного заказа по подготовке кадров. Для развития нашего колледжа это направление работы приобретает особую значимость и актуальность.
Колледж развивает систему социального партнёрства с целью удовлетворения: образовательных потребностей личности в соответствии с её жизненными ценностями, потребностей предприятий и других организаций в качественном кадровом потенциале, потребностей общества в обеспечении занятости и развития рынка труда. В качестве участников социального партнёрства выступают педагоги, студенты и их родители, а также местные исполнительные органы (областной, городские/районные больницы), работодатели, общественные организации. На практике это проявляется в том, что вводятся инновационные учебные курсы, внедряются новые педагогические технологии, повышается инвестиционная привлекательность системы профессионального образования, повышается качество образования, расширяется база учебно-производственной практики, обеспечивается взаимодействие рынка труда и образовательного учреждения, что, несомненно, отражается на качестве профессиональной подготовки обучающихся.
Социальный партнёр, без которого система социального партнёрства просто невозможна, это Центр занятости населения, который выступает своеобразным координатором в качественной подготовке востребованных, дефицитных специалистов на региональном рынке труда. Совместно с центром проводятся ярмарки вакансий, встречи с работодателями, анализ регионального рынка труда. Выпускник колледжа выходит на рынок труда со своим «товаром» - уровнем квалификации. Поэтому очень важно не только овладеть определённой специальностью, которая пользуется спросом на рынке труда, но и достигнуть определённого уровня квалификации, овладеть определёнными компетенциями, чтобы быть конкурентоспособными, чтобы качество «товара» соответствовало требованиям «потребителя» (работодателя). На протяжении последних 3 лет заключено более 22 договоров о социальном партнёрстве на предоставление мест производственной (профессиональной) практики. Все эти договора долгосрочные, это почти на 600 мест практики. Направляя на практику студентов в соответствии с заключёнными договорами, мы несём большую ответственность за качество профессиональной подготовки, поэтому очень тщательно изучались отзывы потребителей о качестве профессиональной подготовки специалистов. На протяжении нескольких лет мы плодотворно работаем с социальными партнерами и работодателями - ТОО"ХАК", ТОО "Мартебе", ТОО"Жансая", ТОО"Аккорд, ГКП на ПХВ «Талдыкорганская многопрофильная больница», ГКП на ПХВ «Областной перинатальный центр», ГКП на ПХВ «Талдыкорганская городская поликлиника №2, №1, ГКП на ПХВ «Многопрофильная областная детская больница», ГКП на ПХВ «Областная больница города Талдыкорган», ГКП на ПХВ «Областная инфекционная больница», ГКП на ПХВ «Областная станция скорой и неотложной медицинской помощи» и т.д. вместе и уже можем говорить о реальных результатах работы. Реализация происходит посредством подписания меморандумов, соглашении о сотрудничестве и т.д. В договорах заключенных колледжем с предприятиями и организациями, являющимися базами практики, гарантируется обеспечение прохождения всех видов профессиональной практики, условия безопасного труда на рабочем месте, формы осуществления контроля за безопасным ведением работ, оговариваются обязанности и ответственные сроки. Кроме договоров, заключенных с предприятиями и организациями, колледж заключает индивидуальные договора по обеспечению местами для прохождения практики иногородних студентов, в целях закрепления и трудоустройства по месту жительства.
Для дальнейшего развития системы внешних связей, колледж ставит перед собой основные задачи:
- привлечение новых социальных партнеров и заключение долгосрочных договоров о сотрудничестве;
- создание механизмов участия работодателей в совершенствовании организации, а также образовательного процесса, производственной практики, методического сопровождения, проведении различных мероприятий и трудоустройства выпускников;
Трудоустройство выпускников
Востребованность и трудоустройство на рынке труда выпускников - это одна из главных задач колледжа. Сегодня необходимо не только готовить нужных обществу специалистов, но и содействовать их трудоустройству и адаптации в рыночных условиях. Трудоустройство выпускников осуществляется через социальное партнерство. Первым этапом адаптации к рыночным условиям труда является качественная организация производственной практики. Более 90% выпускников колледжа проходят преддипломную практику по месту прохождения предыдущих практик, что является определённой гарантией трудоустройства. На протяжении многих лет активно ведётся совместная работа с Палатой предпринимателей «Атамекен» Алматинской области, проходят встречи с руководителями предприятий, студенты участвуют в программах «Ярмарках вакансий».
По итогам работы по трудоустройству проводится ежегодный мониторинг результатов деятельности.
Показатель трудоустроенных выпускников
|
Специальности |
2019-2020г. |
2020-2021г. |
2021-2022г |
|||
кол-во выпуск-в |
трудоустр. |
кол-во выпуск-в |
трудоустр. |
кол-во выпуск-в |
трудоустр. |
||
1 |
«Сестринское дело» «Медицинская сестра общей практики» |
67 |
61 (91%) |
83 |
77 (92,7%) |
63 |
52 (82,5%) |
2 |
«Лечебное дело» «Фельдшер» |
93 |
87 (93,5%) |
179 |
162 (90,5%) |
141 |
134 (95%) |
|
Всего: |
160 |
148 (92,5%) |
262 |
239 (91,2%) |
204 |
186 (91,1%) |
Немаловажное значение имеют встречи обучающихся колледжа с выпускниками прошлых лет, которые смогли добиться профессиональных успехов, плодотворно проходят встречи и с руководителями предприятий - социальных партнеров. После выпуска около 30% юношей призываются на службу в ряды ВС и как правило, они не нуждаются в помощи трудоустройства. Колледж имеет отзывы потребителей о качестве профессиональной подготовки выпускников, большинство из которых говорят о достаточно высоком уровне компетенции. Профессиональная подготовка, осуществляемая колледжем, отвечает потребностям рынка труда области. Но вместе с тем, имеются некоторые трудности в трудоустройстве выпускников.
Формирование имиджа колледжа, организация профориентационной работы
Формирование позитивного внешнего имиджа является одним из приоритетных направлений колледжа, требующего планомерной работы по привлечению талантливых, целеустремленных выпускников, поскольку от этого зависит их дальнейшее обучение, квалификационные качества, успешность, конкурентоспособность и возможность адаптации на рынке труда.
Колледж имеет свою символику: флаг, герб, гимн, логотип, которые размещены на сайте колледжа.
Колледж имеет свой сайт https://avicena-tdk.kz, e-mail: Avitsenna_tdk@mail.ru.
По усилению имиджа учебного заведения проводится работа по размещению статей на сайте и публикации в СМИ.
Важное место в создании имиджа занимает профориентационная деятельность. От качества проводимой работы зависит, каким будет контингент студентов в нашем колледже, с каким объемом знаний и мотивацией придѐт выпускник школы в учебное заведение. В связи с этим мы попытались создать систему профориенационной деятельности, эффективной для формирования активной, социально ответственной, всесторонне развитой личности специалиста, востребованного на рынке труда. Профориентационной работой занимается не только педагогический коллектив, но и студенты нашего колледжа. Во время профориентационной работы оказывается практическая помощь молодежи и взрослым в выборе пути профессионального самоопределения и реализации личности в современных условиях. В реализации намеченных мероприятий по профориентации принимают участие все подразделения колледжа. К каждой школе закрепляется преподаватель, который совместно со студентами взаимодействует со школьниками, родителями, коллективом школы. В период профориентации проводятся различные мероприятия:
- выпуск рекламных буклетов. Подготовка информационных листов;
- организация работы студенческой профориентационной бригады;
- посещение общеобразовательных школ и родительских собраний в школах г. Талдыкорган и Алматинской области;
- участие в ярмарках профессий (городских, районных, областных);
- публикация статей профориентационного направления в СМИ;
- взаимодействие с городским и районным центрами занятости населения;
- проведение Дня открытых дверей для выпускников школ г.Талдыкорган и Алматинской области;
- прохождение обучающих курсов педагогами, мастерами производственного обучения проведению профориентации со школьниками
- индивидуальная консультационная работа: предоставление сведений об условиях и каналах информирования, требованиях приема в учебное заведение, возможностях освоения различных профессий, сроках подготовки. При участии в массовых мероприятиях области и работе с большой аудиторией презентация колледжа сопровождалась выступлениями студентов и демонстрацией их достижений.
Таким образом, в колледже разработана целая система профориентационной работы, которая дает высокие результаты. Из года в год количество абитуриентов, желающих обучаться в колледже и получить престижное образование возрастает, о чем говорят итоги работы приемной комиссии. Для дальнейшего совершенствования профориентационной работы, колледж ставит перед собой реализацию следующих задач:
- включение в работу создаваемого Республиканского центра по профессиональной ориентации и карьерного роста при НАО «Talap»;
- пропаганда востребованных в обществе профессий;
- размещение статей на сайтах и увеличение публикации в СМИ городского/районного, областного, республиканского уровня;
- продолжить работу по выпуску нового клипа в исполнении выпускников колледжа;
- оказание помощи школьникам к обоснованному, осознанному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности;
- создание Центра профориентации и карьеры, которая координирует выполнение плановых мероприятий;
- взаимодействие с центрами занятости населения, образованию, социальной защиты и другими организациями;
- повышение привлекательности образовательных программ колледжа путем проведения различных форм взаимодействия с социальными партнерами, размещения в электронных сетях понятной и доступной информации для школьников, абитуриентов, обучающихся и членов их семей.
2.2 Анализ внутренней среды
Коллегиальные органы управления колледжа
Основные направления образовательного процесса реализуются через деятельность учебного отдела и отделений " «Лечебное дело», «Сестринское дело», работу предметных цикловых комиссий.
Административное управление колледжем осуществляет директор и его заместители. Основной функцией директора является координация всех подразделений образовательного процесса, воспитательной работы и профессиональной подготовки через педагогический совет, совет при директоре, учебно-методический совет. Формами коллегиального управления колледжем является действующий Индустриальный совет, педагогический совет, учебно-методический совет. Для более широкого привлечения членов педагогического коллектива и заинтересованных лиц к обсуждению и реализации Стратегического плана и образовательных программ в колледже действуют совет при директоре, консультативные советы.
Заместители директора реализуют оперативное управление образовательным процессом и профессиональной подготовкой студентов, учебно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса, координируют воспитательную работу, осуществляют мотивационно – аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-регулировочную и оценочно- результативную функции.
В целях повышения качества обучения и воспитания обучающих, педагогического мастерства преподавателей и совершенствования методической работы в колледже созданы коллегиальные органы управления.
Основными коллегиальными органами управления являются:
Педагогический, учебно-методический, индустриальные советы и совет по педагогической этике основывающий свою деятельность в соответствии с Типовыми правилами организации работы педагогического совета организаций технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595. (в редакции приказа Министра образования и науки РК от 18.05.2020 № 207);
- Главными задачами педагогического совета являются: реализация государственной политики по вопросам образования, направление деятельности педагогического коллектива учреждения на совершенствование образовательной работы, внедрение в практику достижений педагогической науки и передового педагогического опыта, решение вопросов о приеме, переводе и выпуске обучающихся, освоивших государственный стандарт образования, соответствующий лицензии данного учреждения.
Предметно-цикловые комиссии – структурные подразделения колледжа, которые объединяют преподавателей одной образовательной области. ПЦК проводят работу по повышению методической подготовки и совершенствованию Учебно-практической квалификации педагогов по дисциплинам, входящим в ПЦК, организует внеклассную деятельность студентов в рамках специальностей, проводят анализ результатов образовательного процесса по дисциплинам ПЦК.
Психолог проводит диагностическую, профилактическую, просветительскую, коррекционную работу среди обучающихся, оказывает помощь кураторам и другими педагогами, родителям в индивидуальной и групповой работе со студентами.
Служба АХЧ оказывает помощь в организации образовательного процесса, обеспечивает функционирование и развитие колледжа, занимаясь материально- техническим оснащением организации образования. Руководит службой АХЧ заместитель директора по хозяйственной работе.
Медицинская служба осуществляет постоянное наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием студентов. Вместе с педагогическим коллективом несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания студентов.
Комитет по делам молодежи организует работу по формированию молодежной политики и выработке мер по всемерной ее реализации, участвует в процессе совершенствования учебно-воспитательного процесса в колледже, в группах, способствует созданию в студенческих коллективах атмосферы творчества, взаимопомощи, содействует расширению политического и культурного кругозора студентов, формированию у них высоких моральных качеств и эстетического вкуса.
Кадровый потенциал
Кадровая политика колледжа, в которой отражены институциональные процедуры по отношению к персоналу (прием на работу, продвижение по службе, поощрение, сокращение, увольнение; права и обязанности, должностные инструкции), доступность её для педагогов и персонала.
Кадровая политика колледжа направлена на совершенствование применяемых в практической деятельности путей и способов достижения максимальных результатов, с целью обеспечения высокого качества образовательного процесса. В связи с этим колледж уделяет большое внимание процессам подбора и подготовки кадров, а именно, отбор и прием на работу работников осуществляется с учетом их базового образования профессиональных навыков, а также опыта практической работы, индивидуальных способностей, профессиональных знаний и других показателей.
Учебный процесс в колледже осуществляют штатные преподаватели - 50 чел. Преподаватели имеют высшее образование по профилю преподаваемой дисциплины.
Одним из приоритетных задач колледж ставит перед собой вопросы привлечения опытных специалистов - магистрантов, расширение участия внешних практических работников, имеющих высокие профессиональные достижения в преподавании, разработка программы международной академической мобильности преподавателей и обучающихся по приоритетным направлениям развития колледжа.
Кадровая политика колледжа направлена на решение следующих задач:
- создание условий для обеспечения колледжа квалифицированными педагогическими кадрами;
- повышение квалификации, творческого и научного потенциала педагогических работников в соответствии с личными профессиональными интересами, нуждами колледжа и современными тенденциями развития образования.
- развитие Национальной системы квалификаций
- внедрение разработанного Атласа будущих профессий
- внедрение международных отраслевых стандартов в систему колледжа
- прохождение процедуры отраслевой аккредитации центром компетенций
- внедрение отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов в образовательные программы
- интеграции прорывных лидерских проектов (практик и кейсов) в систему образования и подготовку профессиональных кадров
- общественную оценку деятельности колледжей через портал НОБД
Состояние материально-технической и производственной базы
Колледж расположен в типовом здании, имеет трехэтажный учебный корпус с материально-технической базой, соответствующей государственному общеобязательному стандарту (ГОСО) ТиППО РК.
Всего 1934 м2 общей площадью с аудиторными и лабораторными базами, учебными кабинетами, симуляциями, спортивными залами, обеспечивающими учебный процесс по специальностям.
Учебная база колледжа представлена в 2-х корпусах 38 учебными кабинетами и аудиториями. Помещения отведенные для размещения кабинетов, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Оформление всех кабинетов доклинической практики максимально приблежено к устройству рабочего места будущего специалиста.
Руководители структурных подразделений имеют отдельные кабинеты с оборудованными рабочими местами, где соблюдаются оптимальный световой и тепловой режимы. Техническое состояние и уровень оснощенности рабочих мест соответствует нормативным требованиям.
Библиотека и читальный зал располагают 28132 экземпляра различной литературы. На первом этаже учебного корпуса имеется буфет колледжа и рассчитана на 45 посадочных мест. Регулярно проводится проверка санитарного состояния буфета и качества продукции медицинскими работниками колледжа.
- объекты физической культуры и спорта общей площадью 420 кв.м., стадион;
- актовый зал на 180 мест;
- площадь пунктов медицинского обслуживания 25 кв.м.
В 2021 году произведен ремонт, приобретено мультимедийное и современное, учебно-производственное оборудование.
Ежегодно во всех зданиях колледжа производится текущий ремонт: системы отопления и водоснабжения, спортивного зала, монтаж и наладка системы пожарной сигнализации и речевого оповещения, ремонт фасадов и благоустройства территорий, ремонты учебных помещений и комнат в общежитии. Материальная база кабинетов и лабораторий пополняется компьютерной техникой. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует необходимому уровню для подготовки специалистов.
Развитие новых образовательных программ
Модернизация системы технического и профессионального, послесреднего образования в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство является требованием времени. В данном направлении ключевым подходом в совершенствовании содержания обучения является внедрение в учебный процесс образовательных программ, разработанных НАО «Talap».
Библиотечные и информационные ресурсы
Библиотека колледжа представляет собой образовательный, информационный, культурно-досуговый центр учреждения. Библиотека главного корпуса находится на 1 этаже. Площадь библиотеки составляет 50,7 кв. м. , 1 читальный зал совмещен с абонементом, 1 книгохранилище совмещено с абонементом. Библиотека оснащена 4 компьюторами, соединенных с интернетом по локальной связи, а также оргтехникой в количестве 1 шт. / принтер ,сканер и ксерокс/. Читальный зал расчитан на 20 посадочных мест.
Во втором корпусе площадь библиотеки составляет 186 кв.м. Абонемент совмещен с книгохранилищем, имеется читальный зал на 42 посадочных мест, мультимедийный зал с 8 компьюторами,соединенных локальной сетью и Итернетом. Имеется принтер,сканер и ксерокс /3 в одном/
В колледже создана локальная сеть с выходом в Интернет, что позволяет обучающимся и преподавателям иметь возможность оперативного получения и обмена информацией с отечественными учреждениями, библиотеками и организациями. Помимо традиционных учебников и учебно-методических пособий в бумажном виде, все большую популярность среди обучающихся и преподавателей приобретают электронные источники информации и электронные учебники. Обучающиеся, в удобное для них время, имеют возможность заниматься с электронными учебниками в читальном зале на 62 посадочных мест. который оснащен 12 компьютерами, имеющими выход в Интернет
Научно-методическое обеспечение, новые технологии обучения
Одной из основных функций колледжа, закреплённых в государственных законах и нормативных актах, является обеспечение качества профессионального образования, которое зависит от организации методической работы с инженерно - педагогическими кадрами.
Целенаправленная работа проводится коллегиально-совещательным органом Научно-методическим советом - в состав, которого входят руководители отделений, кафедрами, творческих групп, инновационных проектов. НМС руководит работой творческих групп педагогов, методическими объединениями, студенческим научным обществом (СНО), является главным консультативным органом колледжа по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса, исследовательской, опытно-экспериментальной, инновационной деятельности коллектива. НМС подотчетен педагогическому совету, несет ответственность за принятые решения и обеспечивает их реализацию. Заместители директора реализуют оперативное управление образовательным процессом и профессиональной подготовкой студентов, осуществляют мотивационно–аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.
Все специальности укомплектованы учебно-программной документацией и методическими указаниями по выполнению практических, лабораторных работ, самостоятельной внеаудиторной деятельности. В колледже проводится целенаправленная планомерная работа по изучению и распространению новых технологий обучения через различные формы: обучение на курсах повышения квалификации, прохождения стажировок на базе предприятий и соцпартнеров, участие в научно-практических конференциях и конкурсах профессионального мастерства, проведение декад по различным направлениям. Обобщение и трансляция педагогического опыта проходило на различных уровнях: колледжа, области, республиканском уровнях.
Опыт, профессионализм и компетентность отдельных педагогических работников колледж позволяет им работать в качестве экспертов аккредитационной комиссии, чемпионата WorldSkills, национального центра тестирования.
ПЦК /Предметно-цикловые комиссии/ – структурные подразделения методической службы колледжа, объединяют преподавателей одной образовательной области. Руководитель ПЦК выбирается из состава членов ПЦК и утверждается приказом директора колледжа. Руководитель ПЦК ведет методическую работу по дисциплинам ведущимися преподавателями ПЦК, организует внеклассную деятельность студентов в рамках специальностей, входящих в ПЦК, проводит анализ результатов образовательного процесса по дисциплинам ПЦК. Руководитель ПЦК имеет право выдвигать предложения по улучшению процесса образования, получать методическую помощь научных консультантов, согласует свою деятельность с методическим советом колледжа и в своей работе подотчетен ему. В колледже функционируют 3 ПЦК /Предметно-цикловые комиссии/. Заседания ПЦК проводятся 1 раз в месяц.
В колледже функционирует Школа молодого специалиста: 16 молодых преподавателей активно включились в работу по совершенствованию педагогического мастерства. Научно-исследовательская и творческая работа педагогов и обучающихся проводится под руководством научно-методического Совета, который планомерно направляет и контролирует их деятельность.
С началом 2020-2021 учебного года внедряется автоматизированная информационная система «Platonus». Система включает в себя комплекс программ, предназначенных для автоматизации и цифровизации основных процессов деятельности колледжа.
Студенческое научное общество (СНО) – творческое объединение студентов, занимающихся в кружках, научных секциях, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области под руководством преподавателей колледжа. Руководит работой методический совет колледжа. Текущую работу осуществляет методист колледжа.
Студенты участвуют в научных проектах, конкурсах, региональных и республиканских конференциях, занимают призовые места, что в свою очередь положительно влияет на повышение их творческой активности.
Управление качеством образования
Колледж нацелен на удовлетворение изменяющихся потребностей и ожиданий общества и всех заинтересованных сторон, на создание достойных условий для получения образования обучающимися.
В связи с этим, основной целью в области качества являются:
- соответствие образовательных программ требованиям государственных стандартов в реализации программ технического профессионального образования;
- удовлетворение потребностей граждан в качественных образовательных услугах и потребностей общества в подготовке компетентных специалистов;
- совершенствование воспитательной работы со студентами колледжа;
- расширение системы социального партнерства на основе взаимовыгодного сотрудничества с предприятиями и организациями;
- внедрение инновационных образовательных технологий с использованием современных технических средств в учебный процесс и в систему управления колледжа;
- обеспечение единого информационного пространства для всех преподавателей колледжа, студентов, родителей и работодателей.
Для создания четкой системы нормативно-правового обеспечения управления качеством образовательного процесса:
- разработана академическая политика и организовано обеспечение ее реализации;
- разработан «Кодекс чести преподавателя и студента»;
- привлечены все преподаватели колледжа к участию в управлении качеством образовательного процесса;
- определены способы морального и материального стимулирования;
- созданы благоприятные морально-психологические условия для преподавателей и студентов;
- осуществлён внутренний мониторинг качества образовательного процесса.
Наиболее содержательными были следующие направления:
- проблемы и пути эффективной деятельности педагогов колледжа по внедрению в образовательный процесс новых образовательных программ;
- реализация компетентностного подхода при подготовке специалистов через интерактивные формы занятий;
- формирование и развитие ключевых и профессиональных компетенций посредством изучении специальных дисциплин.
В колледже целенаправленно решается вопрос внедрения электронных образовательных ресурсов в процесс обучения и использования преподавателями при преподавании дисциплины. Все преподаватели используют возможности интерактивных и мультимедийных технологий для презентации слайдов на различных этапах занятия: актуализация опорных знаний, изложение нового и закрепление пройденного материала, контроль знаний. Не остаются без внимания и молодые преподаватели, за каждым из которых закреплен наставник из числа опытных педагогов.
Ежегодно обучающиеся и педагоги принимают участие областных научно-практических конференциях, занимая призовые места. С каждым годом возрастает число участников научно-практических конференций, олимпиад конкурсов. Вместе с тем, остаются проблемными вопросы методического обеспечения и внедрения в учебный процесс новых технологий, в связи с чем, необходимо включить в план развития следующее:
- продолжить работу по разработке учебно-методической документации по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям;
- шире внедрять активные и интерактивные формы ведения занятий с применением деятельных, ситуационных тестов, решения производственных задач.
- усилить работу по организационной и содержательной части выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;
- активизировать научно-исследовательскую деятельность студентов;
- поддержка и развитие форм сотрудничества с организациями образования ТиППО, высшими учебными заведениями города, республики, международными организациями образования;
- участие в разработке инновационных программ модернизации технического и профессионального образования;
- стажировка преподавателей на производственныхорганизациях, на курсах повышения квалификации;
- усиление работы по выпуску учебно-методической продукции преподавателей;
- Инициирование работ преподавателей специальных дисциплин в направлении разработки и лицензирования авторских работ;
Формирование и развитие педагогических компетенций осуществляется через проводимые мероприятия и участие в них преподавателей колледжа.
Колледж нацелен на удовлетворение изменяющихся потребностей и ожиданий общества и всех заинтересованных сторон, на создание достойных условий работы и жизни обучающимся и преподавателям.
Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов используются электронные учебники на основе мультимедийных технологий. Помимо традиционных форм обучения предпринимаются конкретные действия по активизации самостоятельной работы обучающихся. Вводятся точки промежуточного контроля степени освоения учебного материала (аттестации). Текущая успеваемость студентов контролируется и анализируется. Системно внедряются информационные технологии обучения и контроля знаний. Активно проводятся работы по созданию информационной системы сопровождения учебного процесса.
Взаимодействие с внешними партнерами дает ощутимые положительные результаты, которые постоянно анализируются и принимаются решения по развитию и расширению сфер сотрудничества. Продолжается работа по систематизации рабочей документации. Рабочие учебные планы по специальностям разрабатываются группой преподавателей с учетом общего видения содержания образования, кадрового потенциала и современного состояния экономики. Процедура разработки регламентируется предварительно согласованным общим планом действий, а также порядком согласования и утверждения РУП. Рабочие планы дисциплин и их методическое сопровождение разрабатываются группой преподавателей по соответствующему профилю. Процедура разработки, согласования и утверждения нормативно-методической документации регламентируется внутренними локальными актами колледжа. Существует процесс регулярного сбора и анализа информации, отражающей динамику удовлетворенности студентов, выпускников и работодателей путем проведения анкетирования или опросов, семинаров, личных встреч руководства со студентами, выпускниками и работодателями. Наблюдается положительная тенденция в удовлетворенности студентов, выпускников и работодателей основными аспектами деятельности колледжа.
Таким образом, проблема управления качеством образования была и остается одной из самых актуальных.
Для эффективного управления качеством образования выделяются основные направления:
- проектирование нормативных и информационных материалов в области менеджмента качества;
- проведение и анализ мониторинга (внутреннего и внешнего) уровня удовлетворенности заинтересованных сторон деятельностью колледжа;
- развитие процессов для обеспечения интеграции колледжа в международное образовательное пространство.
Воспитательная работа
Воспитательная деятельность в колледже представляет собой единый процесс взаимодействия и сотрудничества педагогов и обучающихся, совместно с творческой деятельности по выработке умений принимать решения, реализовать профессиональные задачи, осуществлять нравственно обоснованный выбор. Взаимосвязь учебного и воспитательного аспектов образования осуществляется через реализацию профессиональных образовательных программ, применение научных подходов, формирование системы взаимодействия преподавателей и обучающихся.
Воспитательная работа строится согласно плану воспитательной работы колледжа и направлена на реализацию «Комплексной программы воспитания в организациях образования Республики Казахстан», Закона «Об образовании» РК, приоритетных направлений стратегического развития программы «Казахстан — 2050», «Концепции государственной молодежной политики в Республике Казахстан», Концепция воспитания в системе непрерывного образования РК, Посланий Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Система воспитательной работы направлена на: воспитание нового казахстанского патриотизма и гражданственности, любви к избранной профессии, милосердия, гуманизма и толерантности, формирование здорового образа жизни, духовно – нравственной культуры, сознательного отношения к учебе, умения работать самостоятельно. Традиционными мероприятиями в колледже являются праздники «Посвящение в студенты», «Новогодний бал-маскарад», «Вручение дипломов», волонтерское движение, спортивные мероприятия,«День здоровья», спартакиады.
Для личностного и физического развития студентов в колледже имеется актовый зал, оснащенный современной музыкальной аппаратурой и музыкальными инструментами, костюмерная, спортивные тренажерные залы, оснащенные инвентарем.
Студенты имеют возможность в свободное время посещать спортивные и тренажерные залы для повышения своей физической подготовленности, поддержания спортивной формы и здорового образа жизни.
Основная цель воспитательной работы: повышение качества воспитательного процесса, развитие воспитательной системы колледжа. Развитие личности студента с учетом их личностных особенностей и профессиональной специфики.
Воспитательная работа ведется по специальным направлениям, в частности,:
1.Воспитание патриотизма и гражданственности, правовое воспитание. Студенческое самоуправление в колледже реализовано в виде студенческого парламента. Статус органа определяется Положением о студенческом Парламенте. Работа студенческого Парламента проводится согласно ежегодно разрабатываемому плану работы, который проходит обсуждение и согласование с активом, администрацией колледжа. А так же была организовано встреча с инспектором полиций на тему «Жасөспірімдерарасындақұқықбұзушылықтыңалдыналужолдары». Состоялся круглый стол на тему «Жасөспірімдерарасындакелеңсізжағдайлар мен жат қылықтардыңалдыналушаралары». На этот круглый стол были приглашены специальные гости. На круглом столе обсуждались: Буллинг, кибербуллинг, наркомания, суицид, здоровый образ жизни, нарушение дисциплины.
2. Духовно-нравственное воспитание.молодежь колледжа приняла активное участие в акции «Донор бол», в челлендже "Алтын жүрек". Руководствуясь ежегодным Посланием Президента РК народу Казахстана, Государственной программой патриотического воспитания граждан Республики Казахстан в колледже активно работают клуб «SanalyUrpaq». Миссия клуба «SanalyUrpaq»: воспитание образованной молодежи, живущей в патриотичном и конкурентоспособном, свободном от коррупции Казахстане. Формирование антикоррупционной среды через систему образования, искоренение коррупции в системе образования. Среди студентов колледжа состоялся дебатный турнир на тему «Сыбайласжемқорлыққоғамдерті». Со студентами проводятся опросы по вопросам предотвращения коррупции. Проведен открытый кураторский час на тему «Адамгершілік пен адалдық». Волонтеры колледжа организовали благотворительную акцию «Жақсылықжасапжарысайық» и доставили продукты в малообеспеченной семье.
3. Национальное воспитание.В рамках празднования Дня языков в колледже ежегодно проводится конкурсы и дебатные турниры. В целях развития политики трех языков проведена неделя языков «Тілім менің-тірегім». 25 октября ко Дню Республики был организован конкурс стихов на тему «Туғанелім Қазақстаныма арнаймын ».
Ежегодно в проводится мероприятие " Қош келдің Наурыз!».
4. Семейное воспитание. В каждой группе колледжа проводятся открытые классные часы на тему «Қыз тәрбиесі –Ұлт тәрбиесі». Психолог колледжа прводит тренинги на тему « Семья-главная ценность». Цель тренинга: расширение представлений о ценности семьи " и о сущности семейного воспитания, подготовка к предстоящей семейной жизни.
5. Трудовое, экономическое и экологическое воспитание. Студенты колледжа каждый год принимают участие в городском субботнике «Таза қала». Особое внимание уделяется территории, которая прилегает к колледжу. Ежегодно проводятся круглые столы на тему «Экологиялық тәрбие – болашақ кепілі».
6.Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание
Ежегодно в колледже проводится Традиционный и всеми любимый праздник «Посвящение в студенты». Ежегодно проводится праздничный новогодний бал-маскарад для студентов. Ежегодно воспитательным отделом проводятся следующие конкурсы "Авиценна аруы", «Жігіт сұлтаны», «Екі жұлдыз», «Алтын күз».
7. Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры. Ежегодно при поддержке национальной сети волонтеров волонтерское движение колледжа "Мейірім" проводит разъяснительную работу среди населения города Талдыкорган на тему "Первая помощь до прибытия скорой помощи".
8. Физическое воспитание, здоровый образ жизни. В колледже большое внимание уделяется физической культуре и спорту, здоровому образу жизни студентов. С учётом состояния здоровья, желаний, потребностей студентов, возможностей материально-технической базы, а также климатических условий строится вся спортивная жизнь колледжа. Физическое воспитание — неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Оно направлено на укрепление здоровья подрастающего поколения, повышение уровня физической подготовленности и обеспечение на этой основе высокой работоспособности, творческой активности, а в дальнейшем — трудового долголетия и счастливой жизни.Студенты колледжа принимают участие в различных культурных, спортивных мероприятиях. Кроме того, студенты колледжа регулярно участвуют в различных внутриколледжных, областных, республиканских спортивных соревнованиях. Ежегодно проводитя спартакиада ко дню празднование Наурыза.
Социально-бытовая сфера
В колледже для проживания иногородних студентов заключен договор аренды общежитии с Талдыкорганским колледжем промышленной индустрий и новых технологий. Воспитательная работа в общежитии ведется через воспитателя общежития и Студенческого Совета общежития. Студенческий совет представляет интересы студентов перед администрацией общежития и колледжа, рассматривает вопросы нарушения правил проживания, заселения и выселения из общежития, решает организационные вопросы, контролирует соблюдение правил проживания согласно Положению о студенческом общежитии, следит за соблюдением санитарно-гигиенических норм, принимает участие в совещаниях. Целью работы Студенческого Совета общежития является создание необходимых условий для проживания и самостоятельных занятий, проведение культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий. Проводятся мероприятия, направленные на удовлетворение досуговых интересов студентов: спортивные турниры, вечера отдыха, дискотеки, выпуск стенгазет, еженедельный субботник и т.д. Студенческий Совет совместно с заведующей общежитием проводит рейды по проверке сохранности имущества, порядка и чистоты в комнате, организует генеральные уборки, подводит ежегодно итоги конкурса «Лучшая комната».
Студенты имеющие льготы на проживание в общежитии:
- дети-сироты;
- дети оставшихся без попечения родителей;
Занятия по физической культуре и оздоровительные мероприятия проходят в спортивном зале и втренажерном зале. Имеются раздевалки для мальчиков и девочек, душевая, спортивный инвентарь: тренажеры, мячи, шахматы, тогыз кумалак, канаты, скакалки, гантели, обручи, маты, тенисный стол, сетки волейбольные. На территории колледжа имеется летняя спортивная площадка, плацдарм для проведения занятий по начальной военной и технологической подготовке.
Медицинская служба осуществляет постоянное наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием студентов, данная служба оснащена необходимым оборудованием для оказания первой помощи и лечения. Вместе с педагогическим коллективом несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм. Медицинское обслуживание студентов обеспечивается штатным медработником на основании лицензии.
2.3 Анализ сильных и слабых сторон в деятельности организации (SWOT)
SWOT - анализ
S (Strenght) –сильные стороны
|
W (weakness)-слабые стороны
|
- колледж имеет ясную, четко сформулированную миссию, цели и задачи; - наличие необходимой нормативно-правовой базы (лицензии, сертификат СМК и т.д.; - соответствие материально – технической базы и качественный состав ППС квалификационным требованиям предъявлямым к организациям образования; - наличие договоров с социальными партнерами; - обеспеченность ГОСО, Типовыми учебными планами и программами, рабочими учебными планами и программами; - доступность информационных и мультимедийных технологий, Интернета для студентов и сотрудников - наличие собственного сайта и постоянное его обновление; - соответствие библиотечного фонда требованиям образовательных программ; - стабильные результаты успеваемости и качества знаний студентов; - высокая востребованность выпускников; - высокий процент трудоустройства выпускников;
|
Быстрые темпы морального устаревания материально-технической базы, библиотечных фондов, компьютерной техники; Отсутствие общежития; Увеличение количество совместителей; |
O (opportunity)- благоприятные возможности |
T (treat)-угрозы |
- Расширение материально-технической базы
|
- Инфляционные процессы, которые приводят к постоянному удорожанию материально-технических, информационных ресурсов. Отсутствие на рынке РК единого информационного банка данных издаваемой литературы. |
3. Ожидаемые результаты реализации стратегического плана развития.
Оценка эффективности деятельности Колледжа по всем вышеперечисленным Стратегическим направлениям характеризуется достижением ключевых целевых индикаторов Стратегического плана развития Колледжа на 2022-2026гг.
Проведение систематического мониторинга и корректировки стратегических направлений будет способствовать успешной образовательной, научной и воспитательной деятельности, развитию кадрового потенциала и финансовой устойчивости Колледжа. Указанная система основных целевых индикаторов и показателей деятельности Колледжа позволяет оценить ход и результативтность решения поставленных задач.
К концу 2026года реализация указанных мероприятий позволит обеспечить достижение и рост следующих положительных результатов:
- Реализацию образовательных программ различного уровня;
- Эффективную интеграцию образования и практики;
- Расширение программ и технологии практического обучения;
- Эффективное использование кадрового потенциала;
- Модернизацию материально-технической базы для обеспечения качественного образования;
- Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров;
- Повышение гражданской активности и патриотизма молодежи;
- Усиление роли Колледжа как практического центра воспитания молодежи и волонтеров;
- Формирование в Колледже благоприятной инновационной среды для реализации образовательного, научно-исследовательского процесса, интелектуальных и творческих способностей обучающихся и педагогических работников, способствующей их рофессионально-личнсотному становлению и развитию.